21.06.2023
Врачевание души
Жизнеописание Пантелеимона Целителя отмечено дипломом конкурса «Просвещение через книгу» (номинация «Лучшая духовно-просветительская книга, 3 место).
Из-под пера писателя Константина Ковалева-Случевского вышло множество книг в серии «ЖЗЛ». Среди его героев Дмитрий Бортнянский, Савва Сторожевский, Людмила Чешская, Евдокия Московская и многие другие выдающиеся личности, оставившие заметный след в истории.
Последние годы автор «путешествует во времени», погружаясь в реалии Римской империи III-IV веков. Результатом этих штудий стали книги о Николае Чудотворце, Георгии Победоносце и Пантелеимоне Целителе, сложившиеся в своеобразную трилогию.
Над книгой о святом враче-бессребренике писатель работал, когда все мы переживали эпидемию коронавируса: всплеск заболеваемости, вакцинацию и социальные ограничения. Чтобы подчеркнуть связь и перекличку эпох Ковалев-Случевский дал подзаголовок биографии Пантелеимона Целителя: «Врачевание души и пандемия добра».
К медикам каждый из нас испытывает особое уважение как к людям самой благородной профессии, в которой много значат интуиция и знания, а также способность сострадать и приободрить. Пантелеимон Целитель был очень молодым человеком, когда постигал медицинскую науку своего времени и принял христианскую веру. Как талантливый и бескорыстный врач он достиг немалых высот: лечил императора Максимиана (Галерия) и пользовался его доверием. Такое особое положение вызвало зависть и ненависть со стороны целого штата придворных лекарей. Как рассказывает Ковалев-Случевский, на одаренного врача написали донос, обвинили его в колдовстве. Обстоятельства сложились так, что клевета, интриги и гонения на христиан в Римской империи привели к тому, что Пантелеимон Целитель принял мученическую смерть.
Рассказ о жизненном пути своего героя автор вписывает в широкий контекст, делая обширный очерк по истории медицины. Он отмечает, что врачебное искусство еще со времен Древнего Египта успешно развивалось, а в античную эпоху у всех на слуху были имена Галена и Гиппократа. Ковалев-Случевский обращает внимание, что в период Римской империи не существовало больниц в нашем современном понимании: чаще всего врач приходил на дом к человеку, которого лечил, или принимал пациентов у себя. Когда зародилось христианство, возникло единение верующих в Боге, а также складывались приходские общины, в которых легче было выживать, а еще появились госпитали, где больные получали помощь, в том числе в периоды эпидемий. Благодаря тому, что верующие во Христа поддерживали друг друга, они были более жизнеспособными в ситуации испытаний. Религия благой вести принесла представление о деятельном милосердии – в новом понимании: не как обязанность, что существовало в античности, а как сочувствие, сострадание и любовь. Все это постепенно трансформировало языческую Римскую империю в христианскую Римскую – Византийскую империю. Пантелеимон Целитель жил в эти переходные времена, являя собой новый тип человека.
В книге рассказывается об особенностях иконографии святого и его образах в живописи. На иконах врача-бессребреника обычно изображают юношей с копной густых курчавых волос. Он держит в руках ложечку – лжицу, сосуд или шкатулку с лекарствами. Одна из самых известных икон – житийная икона с клеймами была создана в XIII веке, она находится в монастыре святой Екатерины, на Синае, в Египте. В Венеции есть храм святого Пантелеимона – собор Сан-Панталон. Там висит огромная картина Паоло Веронезе с сюжетом преображения Пантелеимона. И там же в этом храме есть гигантские потолочные росписи, посвященные святому Пантелеимону, его мученическому пути. Образ святого безмездного врача близок верующим многих европейских стран, в том числе Италии, Франции, Германии, Испании и Португалии.
Рассказывает автор и о том, как пришло почитание этого христианского подвижника в нашу страну: с конца XI века на Руси
стали появляться его иконы, росписи в храмах и обителях. Например, в Рождественском соборе Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде при входе есть большая фреска с изображением святого Пантелеимона и хранится икона с мощевиком-реликварием, привезенная с Афона.
Напоминает автор и о том, что Николай Гумилев в годы Первой мировой войны написал стихотворение «Видение», где к лирическому герою, который «лежал истомленный на ложе болезни» приходят святой Пантелеимон и Георгий Победоносец – они приносят ему исцеление, ободряют его. В уста безмездного врача поэт вкладывает такие слова:
«Бессонны твои покрасневшие вежды,
Пылает и душит твое изголовье,
Но я прикоснусь к тебе краем одежды
И в жилы пролью золотое здоровье…».
Написав множество книг о христианских подвижниках для серии «ЖЗЛ», Ковалев-Случевский признается, что такая работа требует особого настроя автора, который должен сочетать научный подход к историческим сведениям с благоговением перед святым героем. «Агиография описывает духовный путь человека. Это словесная икона. Биография – точное соблюдение всех фактов, точно выверенных дат. Я работал в жанре, который можно определить, как нечто среднее между житием и биографией. Это попытка проникнуть в духовный мир человека. И сделать это с научно-художественным подходом, при соблюдении источниковедения. При этом важно создать образ человека, которого мы почитаем как святого», – говорит он.
Ковалев-Случевский отмечает, что христиане особо почитают святого врача, ведь вопросы здоровья волнуют всех. При этом православные люди понимают, что настоящий целитель тот, кто умеет излечить не только телесный недуг, но и духовную немощь. Выздоровление человека нередко требует и покаянного настроя, и изменения сознания, и «корректировки» поведения. Исцеление – это обретение веры в спасение и движение к Богу в направлении, о котором говорится в Евангелии: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14:6).
Татьяна Медведева