Издательский Совет Русской Православной Церкви: Врачевание души

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Врачевание души 21.06.2023

Врачевание души

Жизнеописание Пантелеимона Целителя отмечено дипломом конкурса «Просвещение через книгу» (номинация «Лучшая духовно-просветительская книга, 3 место).

Из-под пера писателя Константина Ковалева-Случевского вышло множество книг в серии «ЖЗЛ». Среди его героев Дмитрий Бортнянский, Савва Сторожевский, Людмила Чешская, Евдокия Московская и многие другие выдающиеся личности, оставившие заметный след в истории.
Последние годы автор «путешествует во времени», погружаясь в реалии Римской империи III-IV веков. Результатом этих штудий стали книги о Николае Чудотворце, Георгии Победоносце и Пантелеимоне Целителе, сложившиеся в своеобразную трилогию.
Над книгой о святом враче-бессребренике писатель работал, когда все мы переживали эпидемию коронавируса: всплеск заболеваемости, вакцинацию и социальные ограничения. Чтобы подчеркнуть связь и перекличку эпох Ковалев-Случевский дал подзаголовок биографии Пантелеимона Целителя: «Врачевание души и пандемия добра».
К медикам каждый из нас испытывает особое уважение как к людям самой благородной профессии, в которой много значат интуиция и знания, а также способность сострадать и приободрить. Пантелеимон Целитель был очень молодым человеком, когда постигал медицинскую науку своего времени и принял христианскую веру. Как талантливый и бескорыстный врач он достиг немалых высот: лечил императора Максимиана (Галерия) и пользовался его доверием. Такое особое положение вызвало зависть и ненависть со стороны целого штата придворных лекарей. Как рассказывает Ковалев-Случевский, на одаренного врача написали донос, обвинили его в колдовстве. Обстоятельства сложились так, что клевета, интриги и гонения на христиан в Римской империи привели к тому, что Пантелеимон Целитель принял мученическую смерть.
Рассказ о жизненном пути своего героя автор вписывает в широкий контекст, делая обширный очерк по истории медицины. Он отмечает, что врачебное искусство еще со времен Древнего Египта успешно развивалось, а в античную эпоху у всех на слуху были имена Галена и Гиппократа. Ковалев-Случевский обращает внимание, что в период Римской империи не существовало больниц в нашем современном понимании: чаще всего врач приходил на дом к человеку, которого лечил, или принимал пациентов у себя. Когда зародилось христианство, возникло единение верующих в Боге, а также складывались приходские общины, в которых легче было выживать, а еще появились госпитали, где больные получали помощь, в том числе в периоды эпидемий. Благодаря тому, что верующие во Христа поддерживали друг друга, они были более жизнеспособными в ситуации испытаний. Религия благой вести принесла представление о деятельном милосердии – в новом понимании: не как обязанность, что существовало в античности, а как сочувствие, сострадание и любовь. Все это постепенно трансформировало языческую Римскую империю в христианскую Римскую – Византийскую империю. Пантелеимон Целитель жил в эти переходные времена, являя собой новый тип человека.
В книге рассказывается об особенностях иконографии святого и его образах в живописи. На иконах врача-бессребреника обычно изображают юношей с копной густых курчавых волос. Он держит в руках ложечку – лжицу, сосуд или шкатулку с лекарствами. Одна из самых известных икон – житийная икона с клеймами была создана в XIII веке, она находится в монастыре святой Екатерины, на Синае, в Египте. В Венеции есть храм святого Пантелеимона – собор Сан-Панталон. Там висит огромная картина Паоло Веронезе с сюжетом преображения Пантелеимона. И там же в этом храме есть гигантские потолочные росписи, посвященные святому Пантелеимону, его мученическому пути. Образ святого безмездного врача близок верующим многих европейских стран, в том числе Италии, Франции, Германии, Испании и Португалии.
Рассказывает автор и о том, как пришло почитание этого христианского подвижника в нашу страну: с конца XI века на Руси
стали появляться его иконы, росписи в храмах и обителях. Например, в Рождественском соборе Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде при входе есть большая фреска с изображением святого Пантелеимона и хранится икона с мощевиком-реликварием, привезенная с Афона.
Напоминает автор и о том, что Николай Гумилев в годы Первой мировой войны написал стихотворение «Видение», где к лирическому герою, который «лежал истомленный на ложе болезни» приходят святой Пантелеимон и Георгий Победоносец – они приносят ему исцеление, ободряют его. В уста безмездного врача поэт вкладывает такие слова:
«Бессонны твои покрасневшие вежды,
Пылает и душит твое изголовье,
Но я прикоснусь к тебе краем одежды
И в жилы пролью золотое здоровье…».
Написав множество книг о христианских подвижниках для серии «ЖЗЛ», Ковалев-Случевский признается, что такая работа требует особого настроя автора, который должен сочетать научный подход к историческим сведениям с благоговением перед святым героем. «Агиография описывает духовный путь человека. Это словесная икона. Биография – точное соблюдение всех фактов, точно выверенных дат. Я работал в жанре, который можно определить, как нечто среднее между житием и биографией. Это попытка проникнуть в духовный мир человека. И сделать это с научно-художественным подходом, при соблюдении источниковедения. При этом важно создать образ человека, которого мы почитаем как святого», – говорит он.
Ковалев-Случевский отмечает, что христиане особо почитают святого врача, ведь вопросы здоровья волнуют всех. При этом православные люди понимают, что настоящий целитель тот, кто умеет излечить не только телесный недуг, но и духовную немощь. Выздоровление человека нередко требует и покаянного настроя, и изменения сознания, и «корректировки» поведения. Исцеление – это обретение веры в спасение и движение к Богу в направлении, о котором говорится в Евангелии: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14:6).

Татьяна Медведева



























Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru